Представьтесь
Ваш e-mail
Ваш вопрос

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Электростальский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями



8 (496)
573-20-37

г. Электросталь,
пр-т Южный, д.5, к.4

Версия для слабовидящих
Каталог

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Богатырева Л.Ю., учитель-дефектолог

 

Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Cочетание стимулов различной направленности позволяет оказывать не только расслабляющее, успокаивающее воздействие на ребенка, но и, наоборот, активизировать различные виды его восприятия (зрительное, слуховое, тактильное). Важно также отметить, что, в отличие от традиционных методов педагогической коррекции (в частности, при занятиях в кабинете за столом), для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов, осуществляющих массированный поток информации на каждый анализатор. Все это в значительной мере позволяет повысить познавательную активность ребенка, убрать отрицательные поведенческие реакции и, в целом, добиться высокой эффективности проводимого коррекционного воздействия.

         Релаксационный блок нашей сенсорной комнаты представлен следующим оборудованием:  мягкий пуф, принимающий форму тела, успокаивающая музыка, медленно-проплывающий свет, а также стол для игр с песком.

         В активационном блоке находится оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами (пузырьковая колонна, оптиковолоконный пучок, система «мелодичный звон»), а также сенсорные панели для рук и ног, «Сухой дождь».

         Помимо этого, мы располагаем игровым уголком со множеством развивающих игр и настенными панелями (по системе Монтессори).

         Анализируя трудности, возникающие в процессе работы с детьми с тяжелыми, выраженными нарушениями, а также с комплексными нарушениями развития (для которых характерны апатия, снижение или полное отсутствие исследовательского интереса, либо, наоборот, невозможность сосредоточения ребенка на задании вследствии его высокой двигательной активности, расторможенности и т.д.),  мы пришли к тому, что при организации занятий необходимо использовать как традиционную, «кабинетную» форму занятий, так и полифункциональную среду сенсорной комнаты, таким образом обеспечивая преемственность этих форм работы на одном занятии для достижения оптимальных результатов.

Например, перед началом традиционных дефектологических занятий с зажатыми или апатичными детьми, мы проводим активизирующие занятия в сенсорной комнате; с агрессивными либо гиперактивными детьми – используем расслабляющее действие оборудования сенсорной комнаты.

Помимо этого, спокойная, «сказочная» и безопасная обстановка сенсорной комнаты позволяет легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Это особенно важно для детей с выраженными формами аутизма, умственной отсталости, с высоким уровнем тревожности.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов занятий, на которых мы и использовали преемственность разных форм работы.

У этого ребенка 6,5 лет с  диагнозом тяжелая форма РДА, грубая задержка психоречевого развития на начальных этапах занятий отмечалось отсутствие познавательного интереса, собственной речи, аффективные вспышки, неконтролируемая аутоагрессия, ребенок не понимал обращенную речь и, соответственно, не выполнял никаких инструкций.

Занятия в сенсорной комнате с последующим переходом в кабинет дефектолога позволили не только убрать негативные поведенческие реакции, повысить заинтересованность ребенка и, перенести полученный в сенсорной комнате практический опыт на традиционные занятия «за столом».

В настоящее время у ребенка отмечается устойчивый интерес к занятиям, повысилась произвольность поведения, он понимает обращенную речь, переносит способ действия с одного предмета на другой.

Следующий пример. Ребенок 8 лет, диагноз: синдром Дауна, умственная отсталость, отсутствие речи.

На начальных этапах коррекционной работы с ребенком отмечалось отсутствие интереса к занятиям, девочка не принимала картинный дидактический материал, сбрасывала его на пол. Об активных действиях ребенка на занятиях не могло быть и речи. По разработанной нами методике девочка занимается только полгода. Но уже сейчас можно увидеть положительную динамику не только в поведении, но и в общем развитии ребенка.

Следующий пример – ребенок 5 лет, на результатах работы с ним хотелось бы остановиться подробнее. Принят на реабилитацию с диагнозом ЗРР (с полным отсутствием собственной речи) и гиперактивностью, из-за которой занятия в кабинете не приносили желаемого результата. Для этого ребенка также применялся метод преемственности форм организации занятий, т.е. после посещения сенсорной комнаты, где ему давалась полная самостоятельность в деятельности, и где он проявлял всю свою активность, мы перемещались в кабинет для традиционной формы работы. Как результат такого сочетания форм – способность ребенка сконцентрировать свое внимание и возможность осуществления логопедической коррекции. В настоящее время речь данного ребенка не отличается от речи нормально развивающихся сверстников, проводится работа по исправлению произношения.

Следующий пример. Мальчик 5,5 лет. Диагноз: декомпенсированная гидроцефалия, поражение ЦНС, грубая задержка психоречевого развития.

На начальном этапе занятия с ним длились не более 5-10 минут с обязательным присутствием родителей, поскольку у ребенка отмечалась высокая тревожность, плаксивость и безинициативность, низкий уровень познавательного интереса, нарушение произвольности и целенаправленности деятельности. Ребенок не только не мог ответить на вопрос, но и выполнить элементарную инструкцию.  Посещение сенсорной комнаты перед занятием в кабинете дает возможность простимулировать интерес ребенка к выполнению заданий на традиционном дидактическом материале. Практически на каждом занятии отмечается положительная динамика.

 Таким образом, использование метода преемственности разных форм на коррекционных занятиях наглядно доказывает свою эффективность в работе с детьми с совершенно различной патологией.

 

Новости

17 ноября 2017

Даёшь физкультминутку!

Боль и тяжесть в мышцах, усталость, головная боль под

17 ноября 2017

Что может быть приятней прогулки на свежем воздухе???

"А вот ёлка и сосна - зелены.   Не страшны

Все новости


Вопрос-ответ

Вопрос: здравствуйте, живем в Электрогорске. относимся к семье

Ответ: читать

Вопрос: Здравствуйте, нам дали программу в соцзащите на три

Ответ: читать

Все вопросы