Представьтесь
Ваш e-mail
Ваш вопрос

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Московской области Электростальский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями



8 (496)
573-20-37

г. Электросталь,
пр-т Южный, д.5, к.4

Версия для слабовидящих
Каталог

«Артпедагогические технологии как средство духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог дополнительного образования Якимовская Л.И.

    Поскольку в последнее время педагоги и психологи отмечают тенденцию увеличения количества детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями, в частности детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, вызванными врожденными или приобретенными дефектами, хроническими соматическими заболеваниями, особую актуальность приобретают социально-педагогические и социально-медицинские технологии социальной работы. Работа с такими детьми имеет свою специфику, которая рассматривается в рамках лечебной, коррекционной или  специальной педагогики, где определяется система педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение и коррекцию имеющихся нарушений. Интегративной основой, объединяющей усилия коррекционной педагогики и социальной работы с данной категорией клиентов, все чаще выступают артпедагогические методы и технологии работы, которые ориентированы на использование искусства в процессе воспитания и развития детей с проблемами, поскольку экспериментально подтверждено его положительное влияние на данную категорию детей. Речь идет об арттерапии и  артпедагогике с элементами игры.

    Под арттерапией подразумевается лечение, основанное на занятиях художественным творчеством, терапия творческим самовыражением;  артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Суть арттерапии и артпедагогики заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.

    Арттерапевтический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности.

    Быстро растущий интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством объясняется эффективностью ее применения в реабилитационных центрах, что обусловлено ориентацией арттерапии и артпедагогики на присущие каждому человеку потенциал мыслей, чувств, самоисцеления, стремления к гармонии, творчеству.

    Кроме того, арттерапия и артпедагогика обладают преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может
участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, арттерапия и артпедагогика вызывают положительные эмоции, помогают людям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулируют самопознание и  самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы исцеления.  Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов для устранения определенных проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем. Поэтому в настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в социальной работе: психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на эмоциональную сферу) и социально-педагогическое.

    Арт-работа включает в себя музыкотерпию, изотерапию, кинезитерапию. (от слова - танец, движение), куклотерапию, библиотерапию.     Изотерапия (рисование, лепка, аппликация) очень распространена в работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха показало, что занятия изотерапией способствуют преодолению причин, которые порождают вторичные отклонения, возникающие на фоне первичных нарушений (задержка психического развития, речевые расстройства, нарушения познавательной деятельности, отсутствие уверенности в себе, нарушение общения с окружающими, эмоциональные расстройства).

    Арттерапевтическая и артпедагогическая работа с детьми, имеющими различный характер нарушений имеет свою специфику.
Особую ценность артпедагогика может иметь для детей, испытывающих трудности в вербализации своих переживаний из-за речевых  арушений; рисование позволит родителям таких детей лучше понять своего ребенка. При этом основной акцент делается на обговаривании выполненных рисунков, сочинении совместно с родителями сказок на основе их, разнообразных звукоподражаниях в ходе рисования.

    Интересных результатов добиваются взрослые, работая с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для данной категории детей предлагаются специальные способы рисования: рисование кистью руки, рисование рукой ребенка при помощи взрослого; использование специальных приспособлений для фиксирования движения руки ребенка и удержания изобразительного материала, работа с готовыми изобразительными формами, аппликация на основе фотографий и т.д.

     Для детей имеющих нарушения зрения работа основана на осязательных ощущениях, их обыгрывании и вербализации. Она организуется по двум направлениям: лепка  пластическими объемными материалами (пластилин, сминание бумаги, песок, глина) и работа с текстурой (ткань и другие материалы, имеющие разнофактурную поверхность). Дети с нарушениями слуха, при условии целенаправленной и систематической работы достигают самых поразительных результатов в изобразительной деятельности, что обусловлено формированием у них компенсаторных механизмов, обостряющих зрительное восприятие.

    Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для духовно-нравственного воспитания детей и включает в себя целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

    Значение занятий изобразительной деятельностью для духовно-нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

    Общегрупповые занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д.).

    В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

     Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

    На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием детям предлагается создать рисунок, игрушку, поделку в подарок маме, бабушке к 8 Марта, приготовить для родителей пригласительные билеты на праздник, сделать из бумаги, природного материала забавную фигурку ко дню рождения младшему братишке, сестренке, товарищу. Такая направленность занятий изобразительной деятельностью способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, чувства доброжелательности.

    В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны.

     Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

    Ценность арттерапии и артпедагогики заключается в эффективном применении их в домашних условиях, поскольку одним из условий нормального физического и  психомоторного развития ребенка является его эмоционально-положительное общение со взрослыми и особенно с родителями, чему свидетельствует многочисленный зарубежный и отечественный опыт.

    Занятия изотерапией оказывают положительное влияние не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим) но и на всю семью, улучшая ее микроклимат, способствую познания друг друга.

    Таким образом, благодаря объединению всех возможностей артпедагогики и артперапии в формировании детей с ограниченными возможностями становится целесообразным говорить о применении специальной технологии развития личности ребенка, в основе которой лежит процесс коррекционно-педагогического воздействия средствами разных видов искусств. При этом, арттерапия и артпедагогика оказывают интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни). Достижение таких результатов возможно только при сотрудничестве социальных работников и родителей, их активности, заинтересованности, оптимистичном настроение, систематическом и раннем их применении в зависимости от характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии.

 

 

Литература

1. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С.
Вальдес Одриосола. – М. : Владос, 2010.

2. Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1.

3. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.

4. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1983 .

 5. Комарова Т. С Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10.

 6. Лебедева Л. Д Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003.

Новости

17 ноября 2017

Даёшь физкультминутку!

Боль и тяжесть в мышцах, усталость, головная боль под

17 ноября 2017

Что может быть приятней прогулки на свежем воздухе???

"А вот ёлка и сосна - зелены.   Не страшны

Все новости


Вопрос-ответ

Вопрос: здравствуйте, живем в Электрогорске. относимся к семье

Ответ: читать

Вопрос: Здравствуйте, нам дали программу в соцзащите на три

Ответ: читать

Все вопросы